Процессы ISO 9001

В соответствии с требованиями ISO 9001 организация должна определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества и их применение в рамках организации. Каждое предприятие, организация самостоятельно определяет количество и состав необходимых процессов, учитывая специфику бизнеса и особенности его ведения.

Все процессы системы менеджмента качества обладают:

  1. Целями, подчиненными общим целям компании.
  2. Владельцем – ответственным лицом, которое может управлять ресурсами и отвечать за выполнение процесса.
  1. Входами – исходными материалами (сырье, информация), которые должны быть преобразованы процессом системы менеджмента качества.
  2. Выходами — результатом преобразования входов процессами системы менеджмента качества.
  3. Ресурсами — средствами, с помощью которых входы процесса преобразуются в выходы, к ним можно отнести персонал, оборудование и пр.
  4. Системой контроля качества и исправления ошибок — это набор процедур, правил, инструкций, обеспечивающий правильное функционирование процессов СМК, согласно их целям и механизмом определения возникновения ошибок, а также способов их устранения и предотвращения повторного появления в будущем.
  5. Системой показателей и критериев оценки процессов. Каждый процесс системы менеджмента качества должен иметь систему, которая характеризует эффективность работы процессов.

В каждой компании, внедрившей СМК, обязательно должен быть налажен сбор информации о факторах, влияющих на работу системы – анализ данных:

— достижение поставленных целей;

— удовлетворенность потребителей (каждая претензия должна быть рассмотрена);

— постоянный мониторинг показателей процессов;

— постоянный мониторинг внешней среды (законов, рынка и т.п.).

Процессы ISO 9001 — это система последовательных действий, являющихся составляющей частью общей системы организации. Их можно разделить на основные, вспомогательные и управленческие.

Основные процессы — совокупная последовательность действий по преобразованию требований внешнего потребителя (клиента), полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для внешнего потребителя, на выходе.

Вспомогательные процессы — отличаются от бизнес-процесса организации тем, что они преобразует ресурсы, полученные на входе в ресурсы, имеющие ценность только для внутреннего потребления.

Управленческие процессы — служат целям постоянного улучшения организации.

Одной из основных задач в разработке СМК и внедрении процессного подхода в соответствии с требованиями ISO 9001 — задача идентификации процессов. Идентификация процессов не является разовым действием, она служит целям создания оптимальной модели объекта, отображающей его оптимальные параметры.

Идентификация процессов необходима для создания модели системы менеджмента качества, одним из факторов управляемости которой является оптимальный набор процессов. Для этого необходимо:

  • определение состава процессов СМК и составление их перечня;
  • разработка модели каждого процесса, включающей краткую характеристику, последовательность действий и процедуры процесса, показатели его оценки.

При составлении первичного состава процессов, необходимо сделать их подробный перечень, при создании моделей процессов и определении показателей их оценки появится окончательный вариант состава процессов, некоторые из них придется объединить, изменить, отдельные виды деятельности выделить в самостоятельные процессы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.