Менеджмент качества ИСО 9001

ИСО 9001 это международный стандарт, устанавливающий единые требования к системе менеджмента качества предприятия, организации. СМК нацелена на разработку политики, целей, а также процессов для их достижения.

В России сертификация на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001 не является обязательной, но все крупные и динамично развивающиеся предприятия эту процедуру проходят. Наличие у предприятия сертифицированной системы менеджмента подтверждает, что предприятие клиентоориентировано, оно нацелено стабильное развитие и повышение уровня качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг.  

Внешняя среда бизнес-компаний регулярно претерпевает изменения. Для обеспечения качества продукции, работ, услуг они должны регулярно анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукта, удовлетворяющего потребности потребителей, постоянно совершенствовать процессы, поддерживать их в управляемом состоянии. Необходимо не только поддерживать качество каждого продукта на соответствующем уровне, но должен существовать механизм предупреждения возможной потери установленного уровня качества, а также постоянного его совершенствования.

Требования к системе менеджмента качества ИСО 9001 отражены в стандартах:

ISO 9001-2015 – международный стандарт

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 – национальный стандарт,

в принципе они идентичны, но имеют расхождение в применении. Если компания ориентирована на российский рынок, на участие в государственных тендерах, поставе продукции военного назначения – ей необходимо сертифицироваться по национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Если же компания ориентирована на сотрудничество с иностранными компаниями – требуется сертификация на соответствие СМК требованиям международного стандарта ISO 9001-2015.

Стандарт ИСО 9001 подходит для любой организации, независимо от ее размера и сферы деятельности, но это вовсе не означает что он призван унифицировать системы менеджмента всех предприятий. На создание, построение и внедрение системы менеджмента качества конкретной компании всегда оказывают влияние цели, внешние факторы, продукт, существующий опыт, процессы конкретного предприятия.

При создании и внедрении системы менеджмента качества предприятие должно руководствоваться основными принципами, установленными в ГОСТ Р ИСО 9001-2015, это:

1) ориентация на потребителя;

2) лидерство руководителя;

3) умение мотивировать персонал;

4) процессный подход;

5) постоянное совершенствование СМК;

6) анализ деятельности предприятия, основанный на фактических данных;

7) сотрудничество с партнерами на взаимовыгодной основе.

Использование стандарта ИСО 9001 гарантирует, что потребители стабильно получают продукцию и услуги хорошего качества, отвечающие их ожиданиям и требованиям. Подтверждением успешно внедренной системы менеджмента качества является ее сертификация на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 или ISO 9001-2015. Наличие у компании сертификата свидетельствует о том, что она хорошо организована, четко распределены обязанности, процедуры, соблюдается технологические процессы, разработаны и применяются оперативные инструкции, регламентирована процедура контроля выполняемых работ, опытный и квалифицированный персонал. Сертификат ИСО 9001 свидетельствует, что система качества компании способна обеспечить и улучшать качество своих товаров и услуг, что подтверждается заключением специализированной экспертной организации – органа по сертификации СМК.

Построение системы менеджмента качества ИСО 9001 достаточно трудоемкий процесс, но наличие ее предоставит предприятию преимущества перед конкурентами, увеличит доверие потребителей, позволит занять дополнительные ниша на рынке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.