Статус ГОСТ ISO 9001-2011

В целях сохранения актуальности международная система менеджмента качества ISO 9001 пересматривается каждые пять лет. В сентябре 2015 была выпущена новая версия: ISO 9001:2015, заменившая ISO 9001:2008 и ее российский аналог ГОСТ Р ИСО 9001-2015, заменивший предыдущую версию ГОСТ ISO 9001-2011. Таким образом статусом действующего документа обладает международный стандарт ISO 9001:2015 и национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 вступил в действие с ноября 2015 года и должен быть внедрен на российских предприятиях в течение 3-х лет, т.е. до ноября 2018 года.

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 существенно отличается от предыдущих версий ГОСТ ISO 9001-2011, как по структуре, так по уровню требований. Для перехода к новой версии от предприятий потребовались по приведению системы менеджмента предприятия в соответствии с требованиями обновленного стандарта. В целом ИСО 9001 сохранила основополагающий процессный подход к организации менеджмента. Блок основных процессов не изменился, углубились ранее введенные функции и появились новые.

Претерпели незначительное изменение принципы ИСО 9001, теперь к основным принципам относится:

1) ориентация на потребителя;

2) лидерство руководителя;

3) умение мотивировать персонал;

4) процессный подход;

5) постоянное совершенствование СМК;

6) анализ деятельности предприятия, основанный на фактических данных;

7) сотрудничество с партнерами на взаимовыгодной основе.

Следует отметить, что новый стандарт, в отличие от предыдущей версии ГОСТ ISO 9001-2011 позиционирует себя не только как систему качества, но и как систему менеджмента бизнеса. Он может быть использован с целью оптимизации своей работы, повышения ценности предприятия, минимизации рисков, организации на предприятии документооборота.

В новой версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) вместо 9 разделов представлено 10:

0. Введение (в данном разделе даны общие положения о системе менеджмента качества, принципах менеджмента качества и процессном подходе).

1. Область применения (Раздел устанавливает область применения стандарта, как и в прошлой версии раздел устанавливает единые требования к системам менеджмента качества организаций, вне зависимости от размера и сфер деятельности. Стандарт может применяться в случаях наличия у организации желания продемонстрировать способность производить продукцию или предоставлять услуги, соответствующие требованиям Заказчиков, в целях повышения удовлетворенности потребителей).

2. Нормативные ссылки (В данном разделе указаны ссылки на взаимосвязанные стандарты).

3. Термины и определения (указаны термины и определения, используемые в стандарте).

4. Окружение организации (В данном разделе установлены требования к выявлению внутренних и внешних условий деятельности организации, влияющих на систему менеджмента качества и результаты деятельности организации; выявлению заинтересованных сторон, оказывающих влияние на СМК и определению требований заинтересованных сторон, осуществлению мониторинга данных требований; определению области применения системы менеджмента качества, которая должна быть зафиксирована документально; к определению и управлению процессами СМК. Для каждого процесса СМК должны быть выявлены возможности и риски.)

5. Лидерство (В разделе установлены требования к высшему руководству, которое должно взять на себя лидирующую роль по внедрению и управлению СМК, политике в области качества, высшему руководству, которое должно определить ответственность, полномочия и распределить роли в организации для функционирования СМК и реализации требований потребителей).

6. Планирование (В разделе установлены требования к определению рисков и возможностей, способных повлиять на СМК и достижению организацией запланированных результатов. Устанавливаются требования по разработке плана реагирования на риски и возможности, определению целей в области качества и планированию достижений целей в области качества и к планированию изменений СМК).

7. Обеспечение (Раздел устанавливает требования к управлению ресурсами, инфраструктурой, персоналом, знаниями, производственной средой, а также средствами для проведения мониторинга и измерений, требования к компетентности персонала, осведомленности персонала по вопросам СМК, определению внешних и внутренних взаимодействий, влияющих на СМК организации, документированию (создание, актуализация, управление документированной информацией)).

8. Процессы (В разделе установлены требования к планированию и управлению процессами СМК, определению требований к продукции и услугам, разработке и проектированию продукции и услуг, управлению внешним обеспечением продукции и услуг, сохранению продукции и услуг, выпуску продукции и услуг и к управлению несоответствующими продукцией, услугами, процессами).

9. Проведение оценки (В данном разделе установлены требования к проведению мониторинга, измерений, анализу и оценке СМК и деятельности организации, измерению удовлетворенности потребителей, внутренних аудитов СМК, проведению высшим руководством анализа СМК организации).

10. Улучшения (Установлены требования к проведению улучшений в продукции, услугах и процессах, а также СМК организации, действиям при обнаружении несоответствий, проведению корректирующих действий, непрерывному совершенствованию СМК и результатов деятельности организации).

Как было указано выше предприятиям и организациям, имеющим сертификаты ISO, в целях сохранения статуса сертифицированного предприятия был предоставлен трехлетний период на переход с ГОСТ ISO 9001-2011 на версию ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Необходимым условием для такого перехода является внешний аудит компании органом по сертификации и получение сертификата о соответствии СМК требованиям ИСО 9001-2015.

Применение новых стандартов системы менеджмента качества как инструмента управления бизнесом, несомненно, принесет дополнительные положительные результаты в экономическую деятельность предприятия. А постоянный контроль и своевременное устранение рисков приведет к устойчивому росту и улучшению компании.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.